Сайт Подус Ганни Миколаївни
практичного психолога КЗ "Великобурлуцький ліцей"


Головна | Реєстрація | Вхід
Четвер, 02.05.2024, 03:14
Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Семінари [28]
Тренінги [17]
Психодіагностика вчителів [7]
Рекомендації, поради психолога [18]
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 57
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Корисні посилання
Головна » Файли » На допомогу вчителю » Тренінги

тренінг 3
02.04.2016, 15:45

Мета: Створити позитивний діловий психологічний клімат в педагогічному колективі.

Завдання:

  • уточнити і закріпити знання учасників про толерантне спілкування;
  • набути навичок безконфліктного спілкування;
  • встановити більш тісний зв’язок між педагогами.

Форма проведення: комунікативний тренінг

У семінарі бере участь весь педагогічний колектив. Вчителі сідають за столи по групах по 8 осіб. Заняття триває 1,5 години.

Матеріали: Дошка, плакати «Правила групи», “Толерантність”, ”Я-повідомлення”.

Фломастери, аркуші паперу формату А-3 – для кожної групи.

        Аркуші паперу формату А-5 – для кожного учасника.

План тренінгу:

  1. Вступне слово. (2 хв.)
  2. Вправа “Привітання” (3 хв.)
  3. Правила групи. (5 хв.)
  4. Вправа “Стереотипні окуляри.” (5 хв.)
  5. Вправа “Асоціативний ряд до слова “ТОЛЕРАНТНІСТЬ.” (5 хв.)
  6. Вправа “Модель толерантної людини.” (20 хв.)
  7. Вправа “Мій особистий аудит.” (10 хв.)
  8. Вправа  “Я-повідомлення.” (10 хв.)
  9. Вправа “Розглянемо ситуації.” (20 хв.)
  10. Вправа “Для чого ми з тобою зустрілися?” (10 хв.)
  11. Рефлексія. Підсумки заняття. (5 хв.)

 

Вступительное слово (2 мин.)

Странно было бы считать, что человек может работать в коллективе, не вступая во взаимодействие с коллегами. Поэтому для эффективной работы необходимо создать позитивное окружение, в котором каждый участник понимает другого.

Сегодня на тренинге мы попробуем «подпитать» позитивный деловой психологический климат в нашем коллективе, еще раз повернуться друг к другу лицом, увидеть, услышать и понять друг друга.

Упражнение «Приветствие»

Улыбнитесь соседу справа и соседу слева.

По-дружески толкните плечом соседа справа и соседа слева.

Пожмите руку соседу справа и соседу слева.

Улыбнитесь тому, кто сидит напротив Вас. Дотянитесь до него и пожмите ему руку.

- Теперь, я думаю, работа пойдет веселее.

Правила группы (3 мин.)

Так как тренинг – это практическое занятие, то эффективность его зависит от активности его участников.

Так как это коммуникативный тренинг, нам не обойтись без доброжелательности.

Так как мы хотим уложиться в положенное время и уйти с чувством «Я не зря потратил это время», нам необходимо соблюдать регламент.

Т.о. – быть активным

  • быть доброжелательным
  • соблюдать регламент

являются основными правилами работы на нашем тренинге. (вывесить плакат «Наши правила»

Принятие правил работы группы: Поднимите руки те, кто готов выполнять эти правила ближайшие 1,5 часа.

Упражнение “Стереотипные очки.” (5мин.)

Инсценировка диалога:

  • Это шесть.
  • Это девять.
  • Нет, это шестерка.
  • Какая это шестерка, если это девятка.
  • Это самая настоящая шестерка.
  • Ты что-то путаешь. Это настоящая девятка.
  • Ну как можно говорить, что это девятка, если это шестерка?!
  • Посмотрите внимательнее, смотрите и не видите!
  • Я не вижу? Что Вы вообще понимаете?
  • Да побольше Вашего!

Обсуждение:

  1. Что только что произошло?
  2. Чего не хватило участникам спора, чтобы он разрешился позитивно?

Упражнение  “Ассоциативний ряд к слову “ТОЛЕРАНТНОСТЬ”

 (5 мин.)

На плакате по вертикали написано слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Участники называют свои ассоциации с этим понятием, которые начинаются на буквы вертикального ряда.

Подытожить полученную информацию.

Упражнение “Модель толерантного человека” (20 мин.)

Каждая гуппа получает лист бумаги формата А-3.

Задание: Создайте модель толерантного человека. Вы можете написать или изобразить все, что вы знаете о толерантном человеке: его качества, его навыки и умения, его возможности, что дает ему толерантность.

Решите, как вы будете презентовать свою работу, и кто это будет делать. Время работы - 7 минут.

Презентация работ (10 мин.). Участники аплодируют каждой группе.

Упражнение “Мой личный аудит” (10 мин.)

Теперь ясно, что «толерантность» - это комплексное понятие. Толерантный человек обладает многими качествами и навыками. Выберите сейчас 8 наиболее важных, на ваш взгляд, для толерантного общения качеств.

Далее выполняется схема: ведущий – на доске, участники – на листах формата А-5 (индивидуально).

  • нарисуйте большой круг;
  • обозначьте его центр;
  • нарисуйте 8 спиц и подпишите их выбранными Вами качествами;
  • обозначьте, насколько сформировано каждое качество у Вас, если за минимальное развитие качества мы принимаем центр, а за максимальное – большой круг;
  • соедините Ваши отметки. У Вас получилось Ваше «колесо толерантности».

Ответьте себе на вопросы:

  1. Может ли такое колесо двигаться?
  2. Большое это колесо или маленькое?
  3. Благодаря каким качествам Вы чувствуете себя приятным собеседником?
  4. Нет ли «зазубрин» на Вашем колесе, мешающих его движению?
  5. Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть толерантным человеком?
  6. Что показывает это упражнение? (Общее обсуждение)

Упражнение  “Я-сообщение” (10 мин.)

Так как мы на тренинге, то развивать свои коммуникативные навыки начинаем прямо сейчас.

Толерантный человек общается так, что он может высказать свое мнение, и даже недовольство, не обидев своего собеседника. Одной из техник бесконфликтного общения является «Я - сообщение».

Когда мы не довольны поступком другого человека, мы обычно указываем на его ошибки, т.е обвиняем: «Вы сделали работу не так, как я просила», когда можно было сказать: «Мне жаль (досадно), что мы не поняли друг друга. Давайте сегодня встретимся и обсудим это еще раз».

  1. В чем разница этих высказываний?
  2. Одинаков ли смысл этих фраз?

На схеме показать структуру «Я - сообщения».

Группы получают по одному «Ты - сообщению».

Задание: перевести «Ты – сообщение» в «Я - сообщение».

 

Примеры «Ты - сообщений»:

  • Когда Вы уже напишите список в журнале на моей странице?

      («Мне так приятно, когда на моей странице вовремя написан      список. Напишите его, пожалуйста, как можно скорее»).

  • Вы мешаете мне, когда заходите в класс по своим делам во время моего урока.

(«Я чувствую неуверенность, когда Вы заходите в класс по своим делам во время моего урока. Пожалуйста, не делайте этого больше»).

  • Вы снова не сдали отчет вовремя.

(«Я чувствую несказанное удовольствие, когда все отчеты сданы вовремя, сдайте, пожалуйста, свой отчет сегодня»).

  • Как Вы могли позволить себе высказывать претензии в мой адрес в присутствии детей? ( «Я чувствую униженность (ярость), когда Вы высказываете мне претензии в присутствии детей. Говорите, пожалуйста, мне их наедине»).
  • Из-за Вас я не смогла вовремя выставить семестровые оценки в табеля.

(«Мне обидно, что я не могу вовремя сделать свою работу, из-за того, что Вы не выставили оценки в журнал. Давайте договоримся, что в будущем такого не повторится»).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В помощь участникам:

Негативные чувства: досада, неуверенность, раздражение, бессилие, злость, разочарование, опустошенность, дискомфорт, смущение, неловкость, обида, чувство вины,  ярость, безысходность, униженность, отвращение.

Позитивные чувства: радость, восторг, удовольствие, поддержка, моральный (творческий) подъем, оптимизм, бодрость, энтузиазм

Схема «Я-сообщения»

Описание ситуации, которая вызвала напряжение:

«Когда я вижу, что Вы  …»

«Когда это происходит …»

«Когда я сталкиваюсь с тем, что …»

Точное название своего чувства

«я чувствую … (раздражение, беспомощность …)» -  указать нужное

«я не знаю, как реагировать …»

«у меня возникает проблема …»

Желаемый выход из этой ситуации

«мне бы хотелось …»

«я прошу …»

«пожалуйста, делайте (не делайте) так –то …»

 

Упражнение “Рассмотрим ситуации” (20 мин.)

Каждая группа получает описание одной проблемной ситуации, характерной для педагогического коллектива.

Задание: за 5 минут найти позитивный (толерантный) выход из проблемной ситуации. Вариантов м.б. несколько.

/Позитивный выход можно найти, используя стратегию сотрудничества, иногда компромисса, используя технику «Я - сообщения»/.

Примеры проблемных ситуаций:

1.Педагогическому коллективу необходимо выполнить определенное задание. Назначен ответственный учитель (администратор), который должен организовать эту работу. Большинство учителей включились в работу, а несколько – отказались. Те, кто работал, не довольны и высказывают это ответственному. С другой стороны, вышестоящее руководство от него же требует результата. Как поступить ответственному учителю (администратору), чтобы и работа была выполнена , и отношения оставались доброжелательными? 

(«Я знаю, что Вы очень заняты, но у нас есть еще и коллективное дело. Найдите, пожалуйста, время сделать то-то в такие-то сроки (указать четко фронт работ  и сроки»).

2. Несколько классных руководителей со своими классами после уроков в течение месяца готовят творческие номера к концерту. На концерте присутствует мало учителей. Классным руководителям обидно за детей, а так же они чувствуют ненужность плодов своей работы. Как сказать об этом коллегам и не испортить с ними отношения?

(Концерт провести, а на ближайшем совещании спросить учителей, как бы они прореагировали, если бы на концерт были приглашены не все учителя, а только 10. Или в стенгазете были бы поздравления только для 6 учителей?)

3.Учитель готовит открытый урок, приглашает четверых своих коллег. Приходит только администратор. Учитель в замешательстве, воспринял это как личную обиду. Как сказать об этом коллегам и не испортить с ними отношения?

(«Меня смутило то, что Вы не откликнулись на мое приглашение. Мне было бы легче, если бы Вы предупредили меня заранее о Вашем отсутствии»).

4.Идет педсовет (семинар, консилиум). Выступающий учитель замечает, что часть коллег заполняет журналы, кто-то тихонечко разговаривает. Складывается впечатление, что слушают его только единицы. Выступающий теряется, сбивается с мысли. Делать замечания коллегам не хочется. Как привлечь внимание, чтобы самому остаться спокойным и сохранить добрые отношения с коллегами?

(«провести физминутку»)

5.МО учителей выполняют совместную методическую работу. Данные сдают руководителю МО, который замечает в материалах одного учителя несоответствие с требованиями к данной работе. Этот учитель имеет довольно высокую квалификацию, несколько лет работает в школе, поэтому руководителю МО неудобно указывать на его ошибки. Как выйти из ситуации, сохранив доброжелательные отношения с коллегой?»)

  («Мне жаль (досадно), что мы не поняли друг друга. Давайте сегодня встретимся и обсудим это еще раз»).

Обсуждение:

1. От чего или от кого, на Ваш взгляд, зависит психологический климат педагогического коллектива?

Упражнение  “Для чего мы с тобой встретились?” (10 мин.)

Участники объединяются в пары по предпочтению или с рядом сидящим.

Задание: по очереди задавать друг другу вопрос: «Для чего мы с Вами (с тобой) встретились?» и отвечают на него. Каждый участник спрашивает и отвечает не менее 5 раз.

Обсуждение:

1. Что дало Вам это упражнение?

Рефлексия. Итоги тренинга (5 мин.)

         Высказываются все желающие:

  1. Вам жаль времени, потраченного на тренинг?
  2. С чем Вы уходите с тренинга?

 

Категорія: Тренінги | Додав: annapodus
Переглядів: 428 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
avatar
Вхід на сайт
Пошук
Друзі сайту
  • uCoz Community
  • uCoz Manual
  • Video Tutorials
  • Official Template Store
  • Best uCoz Websites

  • Copyright MyCorp © 2024 | uCoz