«Я – реальный» и «Я - идеальный»
Цель. Помочь участникам тренинга лучше узнать себя, осознать важность позитивного принятия своего «Я», свои сильные стороны, способствовать развитию чувства собственного достоинства, умений и навыков делать самоанализ, преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
Содержание занятия.
1. Упражнение «Знакомство – приветствие».
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, способствует установлению контакта среди участников группы.
Ход упражнения: психолог предлагает следующую форму знакомства – назвать свое имя и продолжить предложение: «Обо мне говорят, что я…».
Рефлексия: Какие мысли у вас возникали во время выполнения упражнения?
2. Упражнение «Принятие правил работы».
Цель: ознакомить участников с основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно этого конкретного коллектива.
Правила группы
· Доверительный стиль общения.
· Общение по принципу «Здесь и теперь».
· Персонификация высказываний.
· Искренность в общении.
· Конфиденциальность всего происходящего в группе.
· Определение сильных сторон личности.
· Активное участие в происходящем.
· Уважение говорящего.
3. Упражнение «Вершина надежд».
Цель: выяснить надежды участников группы от занятия.
Ход упражнения: участникам группы раздаются листочки бумаги, психолог просит написать о своих ожидания, прочитать и приклеить на плакате с изображением горы.
4. Упражнение «Знаешь ли ты себя?».
Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны.
1.Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начнете читать?
2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?
3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
4. Храните ли вы письма от близких людей?
5.Интересует ли вас психология?
6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?
7. Избегаете ли вы мысли о смерти?
8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?
9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?
10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
11. Читаете ли вы любовные романы?
12. Избегаете ли вы одиночества?
13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?
14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?
15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?
Обработка результатов теста
Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма.
Интерпретация результатов
От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.
От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.
От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность, и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительностями.
От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолеть препятствия.
Психолог: результаты помогут вам глубже разобраться в себе. Даже если результаты кого из вас обескуражили, нужно к ним отнестись спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к своей личности.
5. Упражнение «Изменение».
Часто встречаются люди,
которые не осознают,
в чем их собственная сила.
Н.Энкельманн.
Цель: самосознание и самореализация с помощью метафоричного способа.
Ход упражнения: участники сидят в кругу. Психолог предлагает закончить предложения: «Если бы я была едой, то была бы …», «Если бы я была музыкой, то была бы …», «Если бы я была явлением природы, то была бы …», «Если бы я была книгой, то была бы …», «Если бы я была растением, то была бы …», «Если бы я была животным, то была бы …».
Рефлексия: что вы чувствовали, когда ассоциировали себя с различными предметами?
6. Упражнение «Ролевая гимнастика».
Цель: осознание важности принятия своего «Я».
Ход упражнения: каждый участник получает лист бумаги с заданием проговорить слово «Я», используя различную интонацию: громко, тихо, утвердительно, с любовью, с грустью, со злостью, с удивлением, доброжелательно.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
Информационное сообщение
«Я – концепция».
«Я – концепция» - это совокупность всех представлений человека о себе.
Составляющие «Я – концепции»:
· Образ - Я – видение индивидом самого себя.
· Самооценка – эмоционально окрашенная оценка этого видения.
· Поведенческая реакция – конкретные действия, вызванные образом – Я и самооценкой.
· Позитивную Я – концепцию можно прировнять к принятию себя, самоуважению, чувству собственного достоинства. Синонимами негативной Я – концепции есть негативное отношение к себе, чувство собственной неполноценности. Это влияет на эмоциональное состояние индивида и его социальное поведение.
7.Упражнение «Мои позитивные и негативные стороны».
Цель: развитие умений вести внутренний диалог, способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны собственного «Я».
Материалы: бланки с таблицею для каждого участника.
Мои самые
лучшие черты
|
Мои способности
и таланты
|
Мои достоинства
|
|
|
|
Рефлексия: какие впечатления вы получили при заполнении таблицы? Что нового вы подчеркнули для себя? Изменили ли вы веру в себя?
Советы как повысить самоуважение.
1. Помни о своих позитивных чертах, вместо того, чтобы думать о плохом.
2. Во всем, что ты делаешь, пытайся находить позитив. Поощряй себя за успехи.
3. Постоянно вспоминай про свои успехи.
4. Прощай себя за ошибки.
5. Относись к себе хорошо. Помни: тот, кто любит себя, выглядит лучше, имеет крепкое здоровье.
6. Признай себя таким, какой ты есть – уникальным, оригинальным, человечным.
7. Живи сегодняшним днем, и ты получишь больше удовольствия от жизни.
8. Притча
Было это давно, когда люди верили, что существует не один, а много Богов. Однажды Боги решили создать Вселенную. Создали звезды, солнце, моря, горы, человека и истину. Однако возник вопрос: куда спрятать истину, чтобы человек не мог ее найти. Боги хотели продлить пусть поиска истины.
«Давайте спрячем ее на самой высокой горе», - предложил один. «Нет, давайте положим ее на дно самого глубокого моря». – «А может, спрячем ее на обратной стороне месяца»,- предлагали другие. А самый мудрый Бог сказал: «Нет, мы спрячем истину в сердце человека, тогда он постоянно будет искать ее, не зная, что носит в своем сердце». Так они и сделали.
Рефлексия: Как вы думаете, что же такое истина и почему она спрятана в самом человеке?
Психолог. Истина – это то, ради чего живет человек, это знания про то, как побороть зло. Каждый из нас – это маленькая Вселенная, которая имеет свою истину. Мы можем найти истину, если заглянем в себя, свое сердце. Несмотря на то, высокие мы или низкие, быстрые или медлительные, мы носим в сердце истину. Поэтому нужно уважать или любить человека не только за его внешние данные, социальный статус, индивидуальные особенности, но и за внутреннее содержание. Давайте заглянем в себя. Поищем истину.
9. Упражнение «Я – человек».
Цель: развитие позитивного восприятия себя во Вселенной.
Ход упражнения: нарисовать на листе бумаги свой образ сегодня – «Я – реальный» и в мечтах – «Я – идеальный». Проанализируйте рисунки.
Рефлексия: Что легче было рисовать: «Я - реального» или «Я – идеального»? Почему?
10. Упражнение «Активатор 3-2-1».
Цель: дать возможность участникам группы осмыслить и проанализировать знания и опыт в группе.
Ход упражнения: записать на листе бумаги 3 идеи, которые вы будете использовать, 2 - новые информации, 1 – действие, которое будете выполнять немедленно.
|